Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского
ENG

Противодействие коррупции

Версия для печати

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ: советский пикирующий бомбардировщик Пе-2

24 Декабря 2019

  • Испытания Пе-2 на прочность в зале статических испытаний ЦАГИ Испытания Пе-2 на прочность в зале статических испытаний ЦАГИ
  • Пе-2 на тензовесах аэродинамической трубы ЦАГИ Пе-2 на тензовесах аэродинамической трубы ЦАГИ

22 декабря 1939 года совершил первый полет прототип советского пикирующего бомбардировщика Пе-2. Этот самолет прошел всю Великую Отечественную войну, применялся сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщика, истребителя, разведчика. Летчики ценили «пешку» за ее надежность, прочность, маневренность и мощное вооружение.

Разработка летательного аппарата началась группой конструкторов и инженеров во главе с В.М. Петляковым в специальном ЦКБ-29 НКВД в середине 1938 года. Сначала речь шла о создании высотного истребителя с большой дальностью полета, но после визита советских военных представителей в Германию было принято решение переориентировать проект на изготовление пикирующего бомбардировщика с мощным оборонительным вооружением. На переделку отводилось всего полтора месяца. Конструкторы изменили компоновку кабин экипажа, высотные двигатели М-105 заменили на силовые установки М-105Р без турбокомпрессоров, что не позволяло подниматься на большие высоты. Вооружение состояло из четырех пулеметов ШКАС, планировалась нормальная бомбовая нагрузка в 600 кг; еще 400 кг можно было подвесить снаружи при ближних полетах.

Натурный макет построили и утвердили в кратчайшие сроки, срочно выпускаемые рабочие чертежи тут же передавались на заводы. Уже в 1941 году Пе-2 начал выпускаться серийно. Большую роль в создании бомбардировщика сыграл Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского. Самолет прошел через испытания в ключевых установках института, которые позволили увеличить его живучесть и улучшить боевые характеристики. В частности, проводились исследования на флаттер, осуществлялись работы по сокращению дистанции взлета с применением пороховых ускорителей. Благодаря работам специалистов ЦАГИ максимальная скорость Пе-2 возросла с 485 до 547 км/ч, а скороподъемность сократилась с 10,5 до 8,5 минут (для достижения высоты в 5000 м). Кроме того, в годы войны ученые центра авиационной науки спроектировали для «пешки» шасси на воздушной подушке, но эта новация не дошла до использования в серийном производстве.

Пе-2 принимал участие в боевых действиях с первого дня войны. Так, уже 22 июня 1941 года 17 бомбардировщиков 5-го бомбардировочного авиаполка Южного фронта разбомбили Галацкий мост через реку Прут. К 1943 году эти самолеты заняли первое место по количеству в бомбардировочной авиации, постоянно доказывая свою эффективность. Например, за один день 16 июля 1943 года летчики 3-го бомбардировочного авиакорпуса на 115 бомбардировщиках уничтожили 55 вражеских танков, 229 автомашин, 11 зенитных и три полевых орудия, 12 пулеметных и минометных точек, семь складов горючего и боеприпасов. На этих машинах сражались лучшие летчики нашей страны. Только один И.С. Полбин, дважды Герой Советского Союза, совершил на Пе-2 180 боевых вылетов.

Самолет известен и как герой повести «Хроника пикирующего бомбардировщика» писателя Владимира Кунина, которая была экранизирована в 1967 году. Можно сказать, что «Пешка» честно выполнила все задачи, стоящие перед ней. Ее выпуск прекратился зимой 1945–1946 годов, когда советская промышленность перешла на производство более прогрессивных бомбардировщиков Ту-2.

Пресс-служба ЦАГИ
(495) 556-40-32
(495) 556-40-38
press@tsagi.ru

Вернуться к списку

Яндекс.Метрика